Осень внесла свои коррективы на долготу солнечного дня, и раннее субботнее утро,

пасмурно заглядывало в моё окно серыми тучками. Вещёй я решил с собой много не брать, лишь только самое необходимое, о чём я в итоге совсем не пожалел. Лёгкая обувь, удобная одежда и в путь.

На улице начинал моросить мелкий дождик. Пустые московские улицы, микрорайона Солнцева, веяли утренней прохладой. До электрички с Ярославского вокзала было ещё полтора часа, так что торопиться было некуда. Разочарование меня ждало уже на вокзале, во-первых мелкий дождик уже стал полноценным проливным, что совершенно не понравилось моей летней обуви, и во-вторых билетов на электричку-экспресс, идущей до Ярославля, уже не было. Сам факт, что на электричку могут закончиться билеты, был для меня совершенно неожиданным. Однако…

Двигаться на электричках с пересадками, тоже не имело смысла, в лучшем случае в Ростов я добрался бы только к вечеру. Внутренний голос настойчиво говорил мне «Брось эту затею и езжай домой досыпать». С такими мыслями я побрёл, шлёпая по лужам в сторону метро, но отступать от намеченного плана категорически не хотелось. Я принял решение продолжить путешествие автотранспортом. Смутно припоминая, когда планировал эту поездку, на глаза мне попадалась информация о том, что от ВДНХ ходят автобусы в сторону Ярославля, и я решил попробовать этот вариант транспортировки. На ВДНХ, мне сразу подсказали откуда происходит отправление и о чудо! Действительно, стоит вполне «бодрый» автобус Москва-Ярославль, время отправления 10-30 мин, ( на 8-30 я немного опоздал), удовольствие сие стоит 350 рублей, много это или мало я не знал, сравнивать пока было не с чем. В Ростове я должен был быть около 2-х часов дня, что меня вполне устраивало, поскольку гостиница была забронирована с 12.

Полтора часа свободного времени я решил прогулять по ВДНХ, а по-нынешнему ВВЦ. В это утреннее время, лишь работники павильонов, да редкие посетители встречались на просторных асфальтированных площадях.

Развеяв остатки сна и убедительно нагуляв аппетит, я возвратился к автобусу. Автобус

заполнился примерно на 2/3 и чётко по расписанию мы отправились в дорогу. К этому времени солнышко уже уверенно отвоевало себе позиции на небосклоне, успев практически полностью просушить дорогу. За исключением выезда из города по ярославке, да небольшой толкучке в Переславле, пробки не омрачали нашу жизнь. Перекусив на небольшой остановке домашними пирожками, и немного вздремнув по пути, незаметно доехали до пункта назначения. Как оказалось, автобус в сам город не заходит, поэтому я сошёл на трассе напротив ЖД вокзала. Предполагая проблему с транспортом при отъезде в воскресенье, я решил не откладывать этот вопрос до завтра и купил билет на поезд Ярославль-Москва с сидячими вагонами на 19-38, других вариантов размещения и собственно по времени, уже не было. Был рад и этому, с автобусом, из-за непредсказуемости дорожных ситуаций, решил не связываться. ЖД и Автовокзал в Ростове - это собственно одно и тоже. Времени у меня теперь до завтрашнего вечера было навалом, и я не торопясь отправился по узенькой улочке Луначарского в сторону кремля.

GPS мне здесь был не помощник, детальной карты города ни в Навителе, ни в iGO,

не оказалось, лишь схематическое изображение с указанием 2-3 основных улиц. Благо я предусмотрительно распечатал карту города, да и сам Ростов был небольшим и не путанным городишкой, прошу прощения, Великим городишкой!

Но и здесь мне пришлось немного побродить в поисках ул. Академика Анохина и гостиницы «Русское подворье» Людей на улицах было немного, не смотря на субботний день и замечательную, практически летнюю, погоду. Вход в гостиницу располагался через ресторан с одноимённым названием. Поднявшись на второй этаж, приветливая девушка показала мне мой номер. Мы быстро уладили формальную сторону вопроса, я умывшись с дороги, и немного передохнув отправился на встречу с местными достопримечательностями.

Кремль находился практически через дорогу от гостиницы, луковичные маковки его церквей, я заприметил ещё на подходе. Не вдаваясь в исторический экскурс, можно лишь отметить, что в палатах Кремля снимался всем известный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», в самом Кремле никогда не было монастыря, а по сути это была резиденция Ростовского митрополита. Как бы обособлено к Кремлю примыкает территория Успенского собора, основанного в 991 году. Ныне существующее здание, которое в данный момент всё в лесах и находится на стадии реставрации,  начала 16 века, и Звонница Успенского собора. Походивши-побродивши по территории кремля, я решил отложить посещение музейных экспозиций до завтра, и просто ограничиться созерцанием красивых видов Кремля и прилегающих территорий. По озеру под названием «Неро», на берегу которого собственно и расположился город, осуществляются часовые теплоходные прогулки. Надо отметить, что практически каждый рейс полностью комплектовался из организованных туристических групп и попасть на борт из-за отсутствия свободных мест было довольно не просто, лично у меня получилось лишь на третий раз, на последний

19-ти часовой рейс. Собственно самое подходящее и благодатное время для фотографии

Отдельно, несколько слов хотелось упомянуть о озере Неро. Вот что говорит о нём Wiki.

Площадь — около 51,7 км². Глубина — до 3,6 м. Озеро мелководно. Берега низменны. Дно покрыто толстым слоем сапропеля (илистые отложения пресных водоёмов, содержащие большое количество органических веществ). Озеру по оценкам приблизительно 500 тысяч лет. Оно одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Первые люди обосновались на озере около 6 тысяч лет назад. Историки уверены, что у племени меря здесь была столица в Сарском Городище на южном берегу озера. Они называли озеро Неро («илистое», «болотистое») или Каово («место, где живут чайки»). В IX-м столетии вблизи озера поселились восточные славяне. Они назвали озеро Ростовским в честь города Ростова.

В тех местах, где нас «прогуливали», глубина составляла 70-150 см, но из-за

непрозрачности воды (серо-илистого цвета) рассмотреть в ней что-то было совершенно невозможно. Во время прогулки, мы подошли близко к Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю Прослушав по дороге, множество легенд и рассказов, от нашего юного экскурсовода, мы благополучно вернулись к стенам Ростовского кремля. На город спускались сумерки…

Особо привлекательных пейзажей для вечерней съёмки мною обнаружено не было, хотя я

предусмотрительно и прихватил с собою штатив. Было решено отправиться в гостиницу и найти по дороге магазинчик, дабы приобрести что-нибудь перекусить на сон грядущий.

Тело жаловалось разуму на усталость и просилось отдыхать, что собственно и не удивительно, с раннего утра на ногах и не меньше десятка километров за плечами, давали о себе знать. Включив телевизор и устроившись на кровати, я прильнул к экрану за просмотром х/ф «}{отт@быч», где меня и застал глубокий и здоровый сон.

День второй…

Завтрак у меня был назначен на 9, поэтому можно было сделать себе праздник и проснуться без будильника. Спустившись к завтраку на первый этаж, я как-будто перенёсся в позапрошлый век. Весь интерьер был настолько добротный, что даже не возникало чувство подмены или подделки.

На завтрак были блинчики со сметаной и бутерброды с чаем, надо отметить что стоимость завтрака входит в стоимость проживания, также имеется возможность выбора одного из трёх понравившихся вариантов меню, мелочь а приятно ) Подавальщица, к сожалению не запомнил её имени, была весёлой и улыбчивой женщиной, впрочем как и большинство местного населения города. Приятно когда от туристов хотят не только денег, но и сделать их пребывание приятным и запоминающимся.

Позавтракав, я отправился в Кремль, с целью продолжить ознакомление с его обширными экспозициями. Утро воскресного дня, на улицах встречались лишь редкие прохожие

По дороге я зашёл на территорию Успенского храма,

как раз в это время в маленькой часовне, располагающейся в звоннице, шла Божественная Литургия, благо на чтение Святого Евангелия, я успел.

После службы, я отправился посмотреть внутренние экспозиции Кремля. Поскольку времени у меня было немного, к 12 мне надо было вернуться в гостиницу и освободить номер, я решил посетить лишь переходы Кремля, по которым неистово носился Милославский со стражей, интерьеры церквей Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях, Белая палата ("Музей церковных древностей"), Отдаточная палата ("Русский быт и русские напитки"). Большая часть экспозиций находится в хорошем состоянии, включение Кремля в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО внесло свой вклад в ход реставрации, и здесь на самом деле есть на что посмотреть.

В храмах прекрасная акустика, это отчасти достигается специальными отверстиями в стенах, в которых замурованы сосуды, наполненные звукопоглощающим материалом. Можно было бы провести здесь ещё немного времени, но уже нужно было возвращаться.

Поблагодарив обслуживающий персонал гостиницы, я отправился в Богоявленский Авраамиев монастырь – один из древнейших на территории современного Ростова Великого.

По дороге мне встретился парк, решил зайти посмотреть. К моему удивлению, я встретил там лишь одну прогуливающуюся пару, увиденное напоминало картину города-призрака: безлюдные аллеи, парк аттракционов, поросших травой….

Складывалось ощущение, что город попросту пуст. Скорее всего, так оно и есть на самом деле, большая часть жителей перебралась на заработки в столицу и в более крупные населённые пункты, кто же остался, продолжает уничтожать себя сам, по большей степени это относится к мужчинам.

Именно такие картины неоднократно встречались мне по пути. Мужчин, в таком состоянии, в основном очень много на побережье, они настойчиво предлагают за символическую сумму 200-250 руб.! (когда прогулочный катер стоит 150 ) прокатить вас на моторной лодке. Благо людей, соглашающихся на такие приключения, находится не много, но находятся.

Я решил не пользоваться общественным транспортом и преодолеть весь путь пешком, посмотреть тем самым город. Чем дальше я отдалялся от центральной части города, тем более он напоминал зоны отчуждения. Редкие прохожие, полуразрушенная прядильно-чесальная фабрика, покосившиеся дома, некогда бывшие домами образцового содержания, сгоревшие избы.

От увиденного становилось грустно, чувство неизбежности, оттого что мы теряем такие прекрасные самобытные места, исторические памятники, заставляло задуматься. Как нам нужно изменить своё мировоззрение, чтобы прекратить разрушать и начинать созидать, или по крайней мере, хотя бы сохранять свою историю.

Так незаметно я и дошёл до Авраамиева монастыря. «Монастырь был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса. По преданию, Авраамий, желавший сокрушить этого идола, после бывшего ему видения пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на Ишне Авраамий выстроил церковь Иоанна Богослова. А на месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления. К преподобному стали стекаться верующие, желавшие остаться здесь под его руководством; так появилась на берегу озера Неро мужская обитель, просуществовавшая много столетий, вплоть до 1915 года. Авраамий Ростовский был канонизирован в XV веке, но мощи его почитались уже с конца XII века.

До XVI века монастырь был деревянным. Только в 1553 году по личному повелению Ивана Грозного был возведен грандиозный многопридельный собор Богоявления Господня, ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Храм в Авраамиевом монастыре был поставлен также в память о взятии Казани. Такое внимание к ростовскому монастырю не случайно: монастырская летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню − посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия. Есть предположение, не подтвержденное документально, что для строительства собора Иван Грозный присылал из Москвы своего мастера Андрея Малóго

Я зашёл внутрь церкви Николая Мирликийского, где меня встретила приветливая и добродушная матушка. Показала, рассказала, провела к мощам, расспросила откуда я и напоследок подарила мне брошюрку о монастыре. Порой тебе встречаются люди, которые способны расположить к себе буквально за несколько минут общения, своей добротой, чуткостью, разумом. Покидать это место не хотелось, да я собственно и не торопился…..

Следующим пунктом моего путешествия был Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Располагался он на другом конце города километрах в десяти отсюда и часах в двух ходу. Добрался я до него уже ближе к вечеру……

«Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в 1389 году. Изначально на этом месте были заложены два монастыря − мужской Яковлевский и женский Спасо-Песоцкий. Женская обитель была основана в середине XIII века дочерью князя Михаила Черниговского Марией, супругой князя Василька Ростовского, погибшего после неудачной для русских битвы на реке Сить в 1238 году. Овдовев, княгиня решила уйти от мира и основала за пределами города, у берега озера Неро, монастырь Спаса Преображения, который называли также Княгининым монастырем. Там Мария прожила до самой смерти, а перед кончиной приняла монашеский постриг. От женской обители до наших дней сохранился лишь храм Спаса на Песках. В 1764 году указом Екатерины II женский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому.

Спустя более века после основания Спасского монастыря рядом с ним был основан еще один монастырь – мужской. Святитель Иаков, епископ Ростовский, вызвал гнев горожан, отказавшись выдать им для казни женщину. Ростовцы изгнали святителя из города, и он, выйдя из города, на глазах у изумленных жителей чудесным образом проплыл по озеру Неро на своем расстеленном плаще и остановился у Спасского Княгинина монастыря, где и заложил новую обитель, назвав ее Зачатьевской. После смерти святителя Иакова монастырь стал называться Яковлевским. Все постройки обоих монастырей были деревянными, и от них ничего не сохранилось.

Постепенно обе обители стали беднеть и разрушаться. И не имел бы Ростов Великий одного из своих лучших памятников, если бы не митрополит Иона Сысоевич, строитель Ростовского кремля (Архиерейского двора). Он поддержал Яковлевский монастырь, выстроил над могилой святителя Иакова новую церковь и в камне перестроил Зачатьевский собор (1686-1691), который первоначально после постройки был освящен как Троицкий, а переосвящен позднее. Монастырь приписали к Архиерейскому дому.

В начале XVIII века в Ростов прибыл святитель Димитрий, который был поражен красотой и духовной атмосферой обители. «Се покой мой. Здесь вселюсь в век века», − сказал он. Святитель Димитрий Ростовский был поставлен сюда митрополитом, а похоронить себя завещал в Яковлевском монастыре, что и было выполнено в 1709 году. Святитель был погребен в Троицком (Зачатьевском) соборе» Здесь же хранятся мощи преподобного Авраамия.

Отстояв, сколько позволило время, вечернюю службу, я побрёл в сторону вокзала. Солнце уже маячило на горизонте, показывая свои последние лучи.

Я правильно поступил, когда приобрёл билеты назад ещё в день приезда, на поезда и электрички уже билетов не было. Дождавшись своего паровоза, все дружно высыпали на перрон. Вагоны были помечены загадочной буквочкой «О», как оказалось, это тип «Общий», вполне комфортные сидячие места в отдельных мягких креслах. Такое размещение мне показалось даже удобнее чем плацкарт.

Порадовал меня и ТВ, встроенный подвесной потолок, правда прозрачный насквозь и показывающий всю дорогу отражение электроламп )

В Москву мы прибыли в начале двенадцатого ночи, благо удалось добраться до дома общественным транспортом, но время на грани фола.

Остаточные впечатления от поездки сугубо положительные. Очень интересный, спокойный и красивый город, пока ещё дышащий стариной.

Что можно посоветовать людям, собирающимся посетить Ростов (из Москвы).

- Желательно заблаговременно позаботиться о билетах на проезд туда и обратно, и лучше всего на ЖД транспорте, поскольку он лишён таких недостатков, как пробки в выходные дни, в отличие от автотранспорта.

- Забронировать гостиницу, коих на всякий цвет и вкус в Ростове придастаточно, мой номер обошёлся мне 700 руб/сут, есть возможность остановиться в паломнической гостинице, расположенной в Спасо-Яковлевском Димитриеве монастыре, плата за проживание символическая.

- Хорошо было бы заранее ознакомиться с городом, ещё до поездки. Это позволит заранее определить места, которые вы хотите посетить и проложить к ним маршруты. Много информации можно найти здесь http://www.rostovru.ru/index.htm

- Распечатайте карту города, в Интернете их множество. На карты GPS навигаторов я бы особо не рассчитывал.

- Некоторые экспозиции Кремля открыты, только с мая по октябрь, да и путешествовать лучше по хорошей погоде ;)