День второй…. (Ознакомительно-разъяснительный)

Я открыл глаза, келья была наполнена лучами восходящего солнца, воздух был прохладен и свеж, стояла непривычная для моих ушей тишина (в Питере у меня под окнами авто начинают жужжать часов с 5), лишь изредка слышались посапывания моих новых знакомых. Часы на стене показывали полшестого утра. Потянувшись и собравшись мыслями, я решил, что можно поспать ещё, поскольку сбор был объявлен на 9 утра, а слоняться по кельи и будить остальных не входило в мои планы.


Проснулся я от вибрации подушки под моей головой, точнее, вибрации сотового телефона под подушкой - сработал будильник, который, как и в любой будний день будил меня в 6-45 на работу. Обезвредив его, я пошёл приводить себя в порядок, приводить, надо сказать, было что ) В зеркале признал себя не сразу, видимо состав воды и её количество внутри меня, трансформировало моё лицо, в сторону существенного увеличения его объема. Такую воду, как здесь, я ещё не встречал. Она была с еле уловимым запахом, на вкус пресная, но что самое интересное – очень мягкая. Мягкая до такой степени, что намылив руки, ополаскивать их приходилось очень долго чтобы смыть, примерно как смывать стиральный порошок холодной водой. Для кожи видимо это был большой плюс, поскольку после неё, она не сохла на солнце и была очень мягкой и эластичной. Надо было спросить у сестер, видимо они это тоже подметили. И не надо никаких увлажняющих «брендовых» кремов для кожи ) Матушка природа…..


К 9 часам мы собрались на пристани, на теплоходике нас должны были перевезти в большую Никоновскую бухту, где мы должны были проследовать по маршруту «Новый Иерусалим» - Воскресенский скит, Гефсиманский, Коневский, Смоленский, скит Всех Святых и далее пешком вернуться в монастырь. Погода была солнечная, но было довольно ветрено и прохладно, сказать по правде холодно. Я бы с удовольствием не отказался бы от шапочки на голову. Ну что ж поделать, опять моя экипировка дала сбой, я подняв воротничок куртки, стал курсировать в поисках безветренного места. Катер запаздывал. Яна, пока суть да дело, предложила посетить музей, который находился метрах в 30. Я был руками и ногами – ЗА, оно и интересней, и самое главное теплее. Оказывается на счет теплее я погорячился, мы вошли в одноэтажное здание, с амбарными воротами, как я предполагаю бывшая конюшня, ну уж точно какая-то хоз. постройка. В музее располагались предметы домашней утвари и быта карельского народа. Скоротав здесь минут 20 и дождавшись теплоходика, мы отправились путь.







В Никоновской бухте мы пришвартовались третьими к двум большим теплоходам, и пройдя по палубам через них, сошли на берег. Ветра здесь практически не было, и субъективно складывалось впечатление, что потеплело.


Мы пошли по ведущей верх, вымощенной тропинке, и буквально метров через 200 подошли к Воскресенскому скиту, или как его ещё называют – Иерусалимский скит. Надо сказать, что в этих местах, где расположены Гефсиманский и Воскресенский скиты, всё устроено по подобию местам земной жизни Спасителя. <

Первым делом мы отправились не в скит, а в трапезную, где нас уже ждали горячая каша и чай, что для нас, учитывая погоду, было очень кстати )
Подкрепившись, мы собрались у колодца, который находится на территории скита, где Яна вкратце рассказала историю возникновения этого скита. Оказывается, на этом месте, где мы сейчас стояли, ранее, по приданию, эти места посетил Св. Апостол Андрей Первозванный. На этом месте, где сейчас находится колодец, им был воздвигнут каменный крест и истреблены капища богов Велеса и Перуна. Послушав увлекательный рассказ, мы подошли к зданию Церкви. <

К ней ведёт широкая гранитная лестница, она, как и множество остальных Церквей Валаама, состоит их из двух Храмов, нижнего – в честь Святого Апостола Андрея Первозванного, и верхнего – в честь Воскресения Христова.
Мы спустились в нижний храм.

В глубине храма находится кувуклия с подобием гроба Господня. В маленькой комнатке, называемой «пределом Ангела», как Ангел отворил камень у гроба Господня, находится точная копия Иерусалимского Гроба Господня.
Нагнувшись вдвое, входишь сюда через маленький проём, в ещё большее святилище, здесь в свете лампадки и практически в тишине, находясь один на один со святыней, испытываешь ещё больший трепет.
Затем мы поднялись в верхний придел, Храм Святого Воскресения Христова.

Как и все верхние приделы, он больше и светлее нижнего, большой красочный иконостас, поднимается под купол Храма, захватывая и не отпуская от себя взгляд. Не став долго задерживаться здесь, написав записочки, мы отправились далее.

Впереди нас ждал Гефсиманский скит. Дорога была очень живописна, проложенная через чащобы и болота, овраги и канавы, безвестными трудами многочисленных иноков. Да и вообще, северная природа вряд ли может оставить кого-то равнодушным к себе. Это буйство красок растительности, запахов природы, звуков щебетания птиц, создавала впечатление полной оторванности от цивилизации. Так, любуясь красотами, мы подошли к церкви Успения Пресвятой Богородицы

До последнего времени здесь располагалось жилье для экскурсоводов, работающих на острове, до наших дней дошло оскверненным и в очень плачевном состоянии. Но, Слава Богу, постепенно всё возвращается на круги своя. Восстановили, освятили и доступ для туристов и паломников закрыли, посещать церковь можно только во время Богослужения.

Ну а мы тем временем отправились дальше, дорога пошла в гору. Солнышко уверенно поднималось всё выше и выше, мне, толи от движения, толи от его лучей стало тепло и комфортно. И вот мы уже на вершине, где собственно и расположен Гефсиманский скит.

С обрывистого склона нам открылся потрясающий вид







А с посещением скитов, нам сегодня явно не везло, настоятеля не оказалось, и мы ограничившись небольшим рассказом Яны отправились далее….
Следующим в нашем списке значился Коневский, или как его ещё называют Игуменский скит. К нему вела утоптанная тропинка, местами засланная деревянными мостками, видимо в болотистых местах, где постоянно стояла влага. Не вдаваясь в подробности, преодолев километра полтора, мы подошли к Игуменскому озеру, на берегу которого и расположен Коневский скит.







Вид открывался поистине потрясающий, солнечные блики весело играли в объективе моей видеокамеры, необъяснимо вызывая у меня улыбку. Туристов на маршруте было много, и чтобы посетить скит наиболее уединенно, мы решили подождать, пока народ немного разойдётся, присев тем временем на лавочку, Яна продолжила свои увлекательные рассказы.

Дождавшись относительного затишья, мы подошли к скиту, он, как уже можно было догадаться ….. был закрыт ) Келья настоятеля-монаха была неподалёку, Яна сказала, что обычно, видя что пришли паломники, а не туристы, настоятель впускает внутрь скита. Мы решили подождать, и ждали совсем не долго, мин через 5 на встречу нам уже шёл монах, который дозволил нам войти внутрь. Мы приложились к иконам, и побыв некоторое время в тишине и умиротворении, пошли к ферме, где наш пешеходный маршрут должен был заканчиваться.
Общим мнением мы решили продолжить путь на микроавтобусе, поскольку святынь ещё оставалось много, а времени мало. Присев на лавочку мы разговорились с Михаилом. О чём собственно шла речь определённо сказать трудно, но если в общем, то поднимались вопросы: «что заставляет людей посещать такие места, осознанно или неосознанно это происходит, что каждый из нас пытался найти для себя здесь»
Нас прервал гудок Газели…..



Следующим был Смоленский скит. Белый, создававший впечатление чистоты, он был так же недавно восстановлен после долгих лет забвения.

А основан он был в 1914 (освящён 1917) году, для поминовения убиенных воинов, где 12 старцев-схимников неусыпно бы читали Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. Скит был закрыт, и мы сев в микроавтобус, поехали к последнему в нашем плане скиту, скиту во имя Всех Святых.



Надо сказать, что скит этот отличается строгим уставом, женщины на территорию скита допускаются лишь раз в год, с крестным ходом на день Всех Святых, мужчинам не благословляется посещать Богослужения.
Подъехав, сестры дали нам бутылочки для водички (на территории находился колодец со Святой водой) и записочки, с чем и отправились внутрь.

Такие места, где редко ступает нога туриста и паломника, чувствуются по особенному. Сами собой наступают покой и сосредоточенность. Нижний храм в 1849 г. был освящен во имя Всех Святых Святителем Игнатием (Брянчаниновым). В верхнем храме, пока производятся восстановительные работы. Приложившись ко святыням в нижнем храме я вышел на подворье.







За храмом находятся могилки, в которых покоятся подвязавшиеся здесь старцы и иноки. Поклонившись им и набрав в колодце водички, мы отправились в гостиницу.



Время было в районе 14-15 часов, мы отправились в трапезную на обед.
После обеда нас всех собрал для беседы Михаил Иванович.
Оказывается программа пребывания нашей группы-линейки, мягко говоря расходилась с теми планами, которые были указаны в программе паломнической службы. Честно сказать, по началу, это меня несколько насторожило. По программе паломнической службы, первые два дня (понедельник, вторник) у нас должны были быть экскурсионными, далее (среда, четверг, пятница, суббота) несение послушаний. Воскресенье и понедельник, как я понимал ранее, должны были являться нашим свободным временем. Но, как и бывает в жизни всё далеко не так, как написано на бумаге.

Во-первых. Основной функцией линейки, на самом деле подразумевалось несение послушаний, которое должно было начаться ещё с понедельника. Но Михаил Иванович, во избежание недоразумений, всё же решил первые два дня нас не «трогать». Но дальнейшее пребывание, начиная со среды, подразумевало в первую очередь несение послушаний, а уже потом, изыскивая и варьируя собственное время, можно было посещать Богослужения и заниматься своими делами.

Во-вторых. Наконец-то нам стал известен вид послушаний. Если в двух словах, на нас возлагалось обязанность содержать гостиницу в чистоте и порядке. Братии подразумевалось нести посменное дежурство комендантом гостиницы, следить за порядком и сохранностью вещей и инвентаря, входящими и выходящими паломниками. Между сестёр распределили послушания по стирке белья, чистоты в коридоре, туалетах и кельях, хозяйствования на кухоньке (чайной).

Михаил Иванович объяснил нам, что для этих послушаний нам обязательно потребуется терпение и любовь, чтобы не раздражаться и сохранять внутреннее спокойствие, поскольку работать предстояло с людьми, а люди как известно бывают разные. Поэтому он изъявил желание провести с нами подготовительный урок, для разъяснения нам некоторых моментов. Провести его, он предложил нам в виде экскурсии.
Поскольку время уже приближалось к вечеру, решено было не откладывать, быстренько собравшись, мы последовали за Михаил Ивановичем.
Первым делом он повёл нас через Святые Врата к Спасо-Преображенскому Собору, попутно рассказывая и комментируя, как нам казалось, ранее уже известный для нас маршрут. Но всё о чём он нам рассказывал, заставляло смотреть нас на окружающее иными глазами.
Вот именно с этого момента, пожалуй, я и ощутил разницу между туристическим и паломническим посещением.
После центральной усадьбы мы вновь отправились в Никольский скит, испросить у Николы Чудотворца любви на предстоящие послушания.

И вновь всё уже известное нам казалось вновь открываемым. Помолившись у лика Св. Николая, мы отправились в гостиницу.

Время уже было вечернее, сходив в трапезную на ужин, Михаил Иванович собрал нас для продолжения урока в воскресной школе, находящейся в корпусе гостиницы, где провёл с нами небольшое, но очень познавательное Богословское занятие. Закончили мы часов в 10 вечера, слегка уставшие, но открывшие для себя в этот день очень много интересного и важного для себя.

После вечернего правила, прочитанного для нас Михаилом Ивановичем, собравшись братией, мы расписали между собой смены на завтрашнее предстоящее дежурство и стали готовиться ко сну.

День выдался насыщенным, но не смотря на это, в голове суетных и тревожных мыслей не возникало. Напротив, создавалось ощущение покоя и уверенности. Толи проходила акклиматизация и обживание на новом месте, толи в голове и на самом деле наводился порядок, и мысли начинали выстраиваться в логическую цепочку.
Не вдаваясь в глубокие умственные изыскания, я уснул ……


Завтра нам предстояло первый день потрудиться во Славу Божию……

Следующая
Предыдущая
На главную