Я проснулся в уже привычной для меня обстановке, поскольку моё дежурство было назначено на вечер с 19 до 23 часов, и на утреннюю литургию, начинавшуюся в 4.00, я решил не пойти, то будильник с вечера я не ставил и дал себе выспаться. В келье нас, по прежнему, было всего четыре человека, точнее пять. Как выяснилось, с нами жил ещё один трудник - Женя, он был помощником повара, и видели мы его крайне редко, в основном он приходил только ночевать. Два дня мы чувствовали себя в нашей келье довольно комфортно, свободного места хватало, чтобы расположить свои вещи на соседних кроватях. Но сегодня, накануне большого и светлого праздника «Вознесения Господня», ожидался большой заезд паломников.
Я поднялся, келья была наполнена лучами солнечного света, было тепло и по-домашнему уютно. Распахнув окно, я вдохнул полной грудью. Наполненный ароматами леса воздух, навеял приятные воспоминания. Захотелось прогуляться, чем я собственно и решил заняться после завтрака. Умиротворение… тишина и покой, что ещё нужно человеку для счастья.
Выходя из кельи, я застал Александра за чтением, он, как любитель ранних подъёмов, изъявил желание сегодня первым заступить на дежурство. В коридоре, рядом со входной дверью, стоял небольшой столик, это был наш боевой пост.. Поприветствовав друг друга, и поговорив с ним немного, надо признать Александр ооочень )) общительный человек, я отправился в умывальник. Гостиница постепенно просыпалась и наполнялась звуками своих постояльцев.
Завтрак был назначен на 9.00. Собравшись, с Олегом и Михаилом, и подождав сестер, мы отправились в трапезную. На улице было тепло, безветренно. Птички, которых на острове превеликое множество, видимо, так же как и мы, радуясь хорошей погоде, устраивали настоящие симфонии. Мы прошли по уже привычной для нас аллейке, поклонившись Святому Благоверному Александру Невскому и Пресвятой Богородице в часовеньке. Братия в монастыре занималась своими делами, у кого было послушание – подстрижка газона, у кого полив, все были в движении. Причём видно, что занимаются они этим с удовольствием. К слову сказать, мне ни разу не удалось увидеть монаха, который бы просто сидел без дела.
По возвращению в гостиницу, Михаил Иванович сообщил нам, что ему удалось договориться по поводу катера, и мы сегодня ещё раз посетим остров «Святой», только теперь с несколько иной целью. Поездка намечалась на 15 часов. Новость замечательная, погода хорошая, настроение отличное, времени в моём распоряжении предостаточно, с тем я и решил отправиться на прогулку. Водрузив на себя мой бессменный боекомплект, состоящий из двух фотоаппаратов и видеокамеры, и уже собравшись выходить, я столкнулся с Мишей, который изъявил желание составить мне компанию. Я согласился, и мы отправились вместе.
Карты острова у меня на тот момент не было, куда пойти я имел смутное представление. Обычно, когда я путешествую один и предоставлен сам себе, я полагаюсь внутреннему чутью. Надо признаться получаю от этого несравнимо большее удовольствие, чем когда приходится передвигаться группой по графику. Нет некой внутренней свободы, отсюда и впечатления получаю не такие яркие, а могу и вовсе чего-то не замечать.
По дороге у нас с Михаилом сразу же завязался разговор, точнее я был его невольным слушателем. (Михаилу исполнилось 28 лет, он почти закончил тех. институт им. Баумана, но по каким-то причинам, оставив учёбу на последнем курсе, перебрался из Москвы в пригород, на дачу. Как он позднее рассказал о себе, у него не было сил продолжать учёбу. Как мне кажется, причиной этого был большой душевный срыв. Человек он очень начитанный и эрудированный, с ним легко общаться на любые темы. Видно было, что у парня огромный недостаток общения, поэтому я старался поддерживать нашу беседу, хоть и честного говоря на данный момент, она была мне мало интересна). Мы прогулялись по окрестностям монастыря, сделали так сказать ознакомительный обход прилегающих территорий ) Совмещать съёмку с разговорами у меня получалось не очень здорово, посему я и решил оставить это занятие до лучших времён. Тем более что уже подходило время обеда. (Почти как в мультфильме про Дюймовочку, поели – можно и погулять, погуляли – можно и поесть ))) Пополнив организм килокалориями, мы вместе с Михаилом Ивановичем отправились на пристань, где нас уже ждал маленький прогулочный катер – моя белая мечта )

Возвращаясь к цели нашего путешествия…. Я уже упоминал, что в этот день, накануне праздника «Вознесения Господня», многие собирались на исповедь, и завтра на праздник - Причаститься. Да впрочем, даже если и не сегодня, то во время нашего пребывания уж точно, к этому готовились все. А мы конечно все знаем, что должно предварять исповедь, что является сутью таинства ….. Да….. Это наше покаяние Господу….. Искреннее и всеобъемлющее покаяние.

«Святой» - это небольшой по размерам островок, Вы можете видеть его на карте в правом верхнем углу. Чем же он примечателен. Оказывается помимо того, что здесь подвязался Преподобный Александр Свирский, ещё ранее, именно здесь, сошли на остров, прибывшие в эти места, Преподобные Сергий и Герман – основатели Святой обители. Ранее я уже упоминал о нашем пребывании на острове «Святом», теперь нам предстояло посетить это Святое место с несколько другой целью. Святыня Святыни – так упомянул нам о нём Михаил Иванович. Тем временем мы уже приплыли.

Сойдя на берег, мы шли уже известной тропинкой к скиту Преподобного Александра Свирского. Недалеко от него, метрах в пяти, стоит каменный крест, а рядом с ним небольшая, по пояс глубиной могилка, выложенная камнем. Я обратил на неё внимание ещё при первом посещении острова. Так вот у неё есть своя история. Ископал её сам Преподобный, и проводил в ней время в молитве и покаянии.
И в наше время о ней знают многие люди, очень многие стремятся попасть сюда, чтобы полежать в ней и почувствовать ту невидимую грань, разделяющую нашу земную жизнь и жизнь Вечную.
Сначала мы решили прочесть тропарь Богородице, разувшись, мы вошли внутрь. Я вновь почувствовал, как этот особый воздух наполняет мои лёгкие, заставляет меня видеть, слышать, чувствовать иначе. Думалось о том, насколько ничтожно моё существование. Что такое Я, с моими мнимыми добродетелями и знаниями, и что такое вечность и истина, и как далеко одно от другого. От того становилось не по себе.
Выйдя на улицу, почувствовав на себе тепло солнечных лучей, слушая пение птиц и видя водную синь простиравшуюся до горизонта, так захотелось жить, Жить в полной гармонии с окружающим меня миром
Далее, каждый из нас по очереди ложился в могилку и проводил там столько времени, сколько ему было необходимо. Что испытывал я в те минуты? Конечно эти переживания сугубо личные, и как сказал Михаил Иванович, должны остаться с нами. Я скажу только одно…. Я ощутил разницу….. разницу между голубым небом, на фоне которого проплывали белоснежные облака, пролетали птицы, деревья качали своей листвой, всё это жило, двигалось, менялось….. и темнотой и сырой землёй, на которой я лежал, здесь не было никакого движения… забвение. А разделяла одно от другого – тонка грань, контур могилки, видимый мною оттуда как дверной проём. И хотелось оказаться по ту стороны двери…. где светит солнце, летают птицы, и шелестит трава, и не остаться здесь - в полном забвении….
Затем мы отправились к пещерке Преподобного, прочли тропарь и по одному заходили в пещерку, прикладываясь к Святыням и помазуя лоб елеем, из лампадки находящейся внутри.
И вновь, посещая одно и тоже место, я имею ввиду остров, я испытал уже иные, совсем другого рода чувства….
Настала пора возвращаться. Сев в катерок, изредка подпрыгивая на набегавших волнах, мы помчались в усадьбу, где мне вскоре предстояло заступить на дежурство.
Прибывши в гостиницу, мы обнаружили в нашей келье «полный комплект». Все места были заняты, что по началу вызывало некоторый дискомфорт в плане тесноты и отсутствия личного пространства. Воспоминание о подобном ощущении у меня осталось со времени учёбы в школе милиции, где мы проживали в казарме по 20 человек.
Взяв с собою Евангелие, чтобы заняться чем-то полезным, я заступил на дежурство. Гостиница была заполнена паломниками полностью, от нехватки свободных мест людей расселили на диваны, стоящие в коридоре. По сути «старожил», (тех, кто провел здесь больше 2-х дней) в гостинице было единицы, основная масса паломников прибывала по 2-х дневной программе пребывания с одной ночёвкой. Лица вновь прибывших людей отличались от «старожил». Впечатления которые они с избытком получали в течении первого дня, просто не успевали усваиваться у них внутри (вспоминая себя в первый день) и отображались всей полнотой чувств на их лицах. Олег и Александр отправились на вечернюю праздничную службу. Стрелка часов незаметно подобралась к 23, время моего дежурства заканчивалось и на смену мне пришёл Михаил Иванович.
Я давно хотел, но никак не решался и не находил момента спросить его, точнее попросить…. И вот только я хотел начать, как он посмотрел на меня и сказал: «Вы знаете, Все приезжают сюда со своими жизненными вопросами и тяготами. Ввиду того, что с несением послушаний бывает сложно найти и совместить время для исповеди и Причастия, а иногда и попросту приезжают люди и не имеющие постоянного Духовного Отца, но которые жаждут жизненного совета, поэтому мы обычно практикуем следующее. Для таких людей я организую встречу с духовником монастыря, на которой без спешки можно будет исповедаться и при желании получить необходимые наставления». Закончив Михаил Иванович улыбнулся…… Я был просто поражен, единственное что я мог ответить «Спаси Господи!» И на моём лице невольно появилась широкая улыбка.
Это было потрясающе! Мог ли он знать, о чём я хотел его просить, с какими вопросами и за какими ответами я приехал сюда! Для меня это было просто Чудо! Воистину пути Господни неисповедимы!
Моему счастью в тот момент не было предела, и с невероятным воодушевлением и благодарностью я отправился спать. Честно говоря, спать после такого и не хотелось, но было нужно, завтра я заступал на дежурство в 4.00.

Наверное, я и заснул с улыбкой….. А может даже и спал )